Что же такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н.
Шведовой дается такое определение. Любознательность – это
склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Ученми – педагогами выявлены психолого-педагогические условия, которые
обеспечивают развитие устойчивых познавательных интересов дошкольников:
-создание обогащенной предметно-пространственной среды;
-включение занимательности в содержание занятий;
-создание проблемно-поисковой ситуации;
-вовлечение вполнения творческих заданий;
-интеграция разнообразной деятельности;
-организация экпериментирования
Методы развития
любознательности у детей можно разделить на 3 группы:
- наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр
видео презентаций об изучающих явлениях;
- словесные – это беседы, чтение художественной
литератур, использование фольклорных материалов;
- и практические – это игры-опыты, игры-эксперименты,
дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования,
настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.
В развитии любознательности
у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая
и практическая деятельность. Любознательность ребенка выражается в многочисленных вопросах,
с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности
ориентировки в окружающем мире.
Нельзя
оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и
доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень
умственного развития дошкольника,
опираясь на его жизненный опыт. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для
него предметам.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью
загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что
она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение
задачи, совершить мыслительную операцию. Использование загадок в развитии любознательности обогащает
ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Одним из
главных практических методов, способствующих формированию любознательности, является
экспериментирование. Главное достоинство применение метода экспериментирования
в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет
обогащение памяти ребенка
- развивается речь (формулировать
закономерности и делать выводы);
- формируется
самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо
предметы или явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности;
- формируются
трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня
двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное
мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует
этим возрастным особенностям.
Знания, подчеркнутые не из книг, а
добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более
прочны. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи
– и я запомню, дай попробовать – и я пойму».