Уважаемые педагоги и родители! К вашему
вниманию предлагаются практические рекомендации по вопросу« Как правильно вести
себя с детьми, проявляющими деструктивное поведение в отношении взрослых или сверстников».
Каковы примеры
деструктивного поведения ( агрессивного проявления ) детей ?:
-ребенок
причиняет вред другим детям, он агрессивен;
-причиняет вред
самому себе;
-склонен к
нарушению требований, предъявляемых в семье, в детском коллективе;
-ведет себя
демонстративно, привлекая всеобщее
внимание.
Каковы же причины детской агрессии ?:
-семейные
причины (безразличие или враждебность, чрезмерный
контроль или отсутствие со стороны родителей, безнаказанность)
-личностные
причины (недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная
раздражительность, стремление получить желанный результат, защита и месть)
-ситуативные
причины (плохое самочувствие,
переутомление, влияние СМИ)
Для более
эффективного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные
рекомендации для педагогов и родителей. Следующие правила экстренного вмешательства
позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:
1. Спокойное отношение в случае незначительной
агрессии.
В тех случаях,
когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие
позитивные стратегии:
- полное
игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного
поведения;
- выражение
понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение
внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста,
достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное
обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а
не на личности.
После того как
ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует
описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил,
какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
Один из важных
путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого
используются следующие приемы:
- констатация
факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий
вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие
мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты
хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение
своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не
нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на
меня кто-то громко кричит");
Давая обратную
связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по
меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Взрослым необходимо
очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия
с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это
вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх
или беспомощность. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными
эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним
хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным
человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача
взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и
агрессию, являются:
- повышение
голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти, негодование; подкуп
и.т.д. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но
возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда
больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать
поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только
после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение
инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без
свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во
время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень
трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное
осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой
ценой, используя различные механизмы защитного поведения. Для сохранения
положительной репутации целесообразно:
- публично
минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты
не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать
полного подчинения,
- предложить
ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на
полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал
то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать
новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие
воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей
неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют
самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить
ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше
возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ
на агрессивные реакции детей.
Поведение
взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и
направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие
приемы:
- нерефлексивное
слушание, т . е. умение внимательно молчать.
- пауза, дающая
возможность ребенку успокоиться;
- внушение
спокойствия невербальными средствами;
- прояснение
ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование
юмора;
- признание
чувств ребенка.
Дети довольно
быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность
взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.